Горячая линия ТФОМС: 8-800-30-20-835 (круглосуточно)

Все на выборы врача

16.03.2011 | Просмотров: 4151

В документе очень подробно прописано, как именно должны выполняться те или иные меры закона. Это своего рода "дорожная карта" для всех участников рынка медицинских услуг - от пациентов до сотрудников федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Напомним, сам закон содержит несколько принципиальных новаций. Во-первых, теперь получить медицинскую услугу по полису ОМС можно в любом регионе России, а не только там, где зарегистрирован человек.

Во-вторых, это можно сделать не только в государственном или муниципальном медучреждении, но и в частном или ведомственном, если оно станет участником программы ОМС. И при этом не понадобится доплачивать за лечение и консультации, входящие в программу обязательного медицинского страхования.

В-третьих, человек может самостоятельно выбрать страховую медицинскую компанию, медучреждение и врача, которые будут его обслуживать.

Перво-наперво, на что хотелось бы обратить внимание работающих граждан, - работодатель больше не будет обеспечивать своих работников медицинскими полисами. Отныне каждый должен будет позаботиться о себе сам - самостоятельно выбрать страховую компанию, самостоятельно написать в нее заявление на обслуживание и самостоятельно забрать медицинский полис. Подчеркнем: гражданину за приобретение полиса ничего не нужно платить. Эта обязанность по-прежнему лежит на работодателях, которые делают регулярные отчисления в социальные фонды, в том числе обязательного медицинского страхования.

Итак, значит ли все это, что надо срочно все бросать и бежать менять медполис? Как пояснила "Российской газете" начальник отдела по защите прав граждан в системе ОМС Федерального фонда ОМС Марина Баклашова, все полисы, выданные до 1 января 2011 года, будут действительны до 1 января 2014 года, даже если в документе написано, что его "срок годности" заканчивается раньше. "Если человека устраивает его страховая компания и он не хочет ее менять, то даже по окончании срока действия полиса он сможет им пользоваться - полис продляется по умолчанию", - пояснила Марина Баклашова.

А вот если человек недоволен страховщиком (как-никак страховая компания отвечает за качество медицинского обслуживания, должна контролировать, хорошо ли лечат в больнице ее клиента, разрешать все возникающие конфликты), он может выбрать другого.

Для этого можно зайти на сайт территориального отделения фонда ОМС, ознакомиться с реестром страховщиков, работающих в регионе, и сделать выбор. А дальше - написать заявление непосредственно в понравившуюся компанию. После выдачи нового полиса старый аннулируется автоматически.

Менять страховую компанию можно один раз в год. За исключением случаев, если человек переехал в другую местность, где его страховщик не работает или если у компании закончилась лицензия.

Что касается выбора врача и медучреждения, человек также может остаться в той поликлинике, к которой он прикреплен, а может перейти в другую. Такой "ченч" можно делать тоже не чаще одного раза в год.

Автор статьи: Марина Грицюк

Комментарии

Дмитрий Кузнецов, глава Межрегионального союза медицинских страховщиков:


- У новых правил обязательного медицинского страхования два больших плюса. Во-первых, в них четко прописано право гражданина на выбор страховой медицинской организации и на смену этой организации. Гражданин не становится заложником своего работодателя, своего муниципалитета, тендеров, в конце концов, страховой компании. Во-вторых, действие полиса распространяется на всю территорию России. До появления этих правил такая возможность только декларировалась.

Однако остались и довольно серьезные пробелы. Так, например, раньше в приложении к приказу была единая форма заявления. Теперь ее нет. Это вызовет сложности по ведению базы данных, по учету больных.

И, конечно, очень важный момент, на котором настаивали страховщики, но который так и не нашел своего отражения в документах, - отсутствие штрафных санкций за нарушения, допущенные медицинским учреждением. Ведь, по сути, страховщик - это квалифицированный посредник между гражданином и медучреждением. Теперь у страховщиков появится возможность контролировать и диагностику, и назначенное лечение. Однако четких механизмов для реализации этой контрольной функции нет.

Александр Бронштейн, академик РАЕН, президент многопрофильной клиники Центра эндохирургии и литотрипсии:

- Проблема выбора врача сегодня не может быть решена. Не может до тех пор, пока минздравсоцразвития не даст пояснения к закону об ОМС, пояснения о том, как медицинские учреждения будут жить в новых условиях, какие тарифы на оказание медицинской помощи появятся. Ведь медучреждения в России очень разные. Одни укомплектованы больше, другие меньше, третьи вовсе не укомплектованы. Последнее особенно касается сельской местности. Имеется в виду не только оборудование, но и кадры. Какой на селе может быть выбор врача, если, кроме фельдшерского пункта, в округе ничего иного нет?

Конечно, все ринутся туда, где есть компьютерный томограф, магнитно-резонансная установка. И вряд ли пойдут туда, где главный инструмент постановки диагноза - флюорография. Главная же проблема, повторюсь, кадровая. Более всего беспокоит дефицит "узких" специалистов. Даже в Москве и ближнем Подмосковье попасть к ним на прием сложно по причине их отсутствия. В стране нет системы послевузовской стажировки специалистов. Теперь вот еще ходят слухи о том, что будет отменена ординатура и интернатура. Дай бог, чтобы это были только слухи. Иначе специализированная медицинская помощь, тем более помощь высокотехнологичная, станет достоянием только избранных. Кого? Из кого выбирать?

Андрей Бабкин, главврач городской поликлиники N 130, г. Москва:

-В принципе неплохо, что пациент может выбирать врача, только механизм реализации пока не выработан. Непонятно, как это будет на практике. Если, допустим, человек живет в районе Октябрьского Поля, услышал от родственников, что в Восточном округе есть хороший участковый врач, он, что, поедет сюда лечиться? А вдруг заболеет, сляжет, то будет вызывать врача с другого конца Москвы? Другое дело: если пациент приписан к одному участковому в своей поликлинике, а хочет перейти к другому. Такое и прежде было. Если ко мне обращаются с подобной просьбой, пожалуйста, переходите, к кому хотите. Но как это будет в масштабах города, пока трудно представить. Нарушается принцип участковости.

Татьяна Левшина, главврач клинической больницы N 5, г. Ярославль:

-Нас, медиков, прежде всего касается пункт закона, регламентирующий право застрахованного гражданина на получение бесплатной медицинской помощи на всей территории страны, независимо от места его постоянного проживания. Но именно этот пункт до сих пор не разъяснен. Поэтому мы сейчас работаем в соответствии с временными рекомендациями нашего департамента здравоохранения и фармации и территориального фонда ОМС, в основе которых лежит приказ минздравсоцразвития о порядке организации медобслуживания населения по участковому принципу. И для нас принципиально пока ничего не изменилось. То есть если на терапевтическом участке прикреплено 1700 человек, то больше мы при всем желании принять все равно не сумеем.

Петр Яблонский, главный хирург Санкт-Петербурга, директор Центра интенсивной пульмонологии и торакальной хирургии:

- В произошедших изменениях я вижу только плюсы. Во-первых, это защитит пациента, позволив лечиться в том медучреждении и у того специалиста, которому он доверяет, а не "там, куда пошлют". Во-вторых, это окажет колоссальную поддержку хорошим врачам. Так сложилось, что администрация больницы, по сути, является владельцем врача, оставляя ему довольно мало прав. Полагаю, что новые правила заставят руководителей клиник быть внимательнее к специалистам, "на которых идут пациенты". В-третьих, это повысит ответственность медицинских ассоциаций. При возросшем внимании к личности врача будет особенно важно, кому выдаются сертификаты и присваиваются новые категории. Сделать себе рекламу сейчас не сложно. Но очень важно, кто подпишется под твоим пиаром, тем самым взяв на себя часть ответственности. И сейчас мы, медики, должны быть особенно честны, а значит, строги друг к другу.

Над материалом работали: Ирина Краснопольская, Владимир Баршев, Ольга Нестерова, Элина Труханова, Евгения Цинклер

← Вернуться назад

НАШ ОПРОС

  1. В какую организацию Вы обращались в случае нарушения прав на получение бесплатной медицинской помощи?
  2. Удовлетворены ли Вы качеством обслуживания?
  3. Причины неудовлетворенности
Copyright © 2017 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ